Финансы,
15 марта 2003 г.
Мировая индустрия страхования: рыночная самонастройка (часть 2)
930 просмотров
Начало – см. часть 1.
Корректировка тарифов — главный инструмент адаптации
Страховое сообщество не увидело для себя иного выхода из создавшейся ситуации, кроме почти повсеместного повышения тарифов 3. (3 Было также ограничение условий, сокращение страховой суммы и перестраховочных лимитов, введение сублимитов по отдельным катастрофическим рискам, особый контроль за всеми катастрофическими рисками (примеч. ред.))Где-то их рост был умеренным (на 15-20%), а где-то кратным и многократным (как в авиастраховании). Отмечают, однако, что вопрос о пересмотре страховых тарифов назревал давно, поскольку они фактически оставались замороженными большую часть предыдущего десятилетия. Именно такая целенаправленная политика страховщиков и дистрибьюторов страховых полисов вызвала нечто близкое к состоянию «ценовой войны» в массовых видах страхования (прежде всего автомобилей и жилищ). Некоторые эксперты предупреждали: кратковременный выигрыш потребителей услуг чреват дестабилизацией страхового бизнеса в долгосрочном плане. Критиковалась агрессивная ценовая политика и страховых компаний, и таких новых распространителей страховых продуктов, как банки и универмаги, «живущих одним годом». Напоминали о чередовании относительно благоприятных, и тяжелых периодов в истории страхования, о том, что в некоторые моменты страховой отрасли требовались более чем значительные резервы, чтобы выполнить все свои обязательства и избежать разорения. Их повышение становится вдвойне необходимым в период низкой конъюнктуры фондового рынка, на котором работали многие страховщики и прежде всего занимающиеся долгосрочным накопительным страхованием.
Рост тарифов ударил по карману потребителя, но имел следующие последствия.
Повсеместно — как в секторе катастрофического и антитеррористического страхования, так и в более традиционных его классах — действовала такая закономерность:
- восстановление (в результате повышения стоимости страховых продуктов) прибыльности операций по страхованию;
- выход на страховое поле новых участников рынка, которые пытаются привлечь клиентов;
- снижение расценок;
- стабилизация уровня премии и тарифов;
- разделение рисков в договорах страхования.
Если судить по составляемому Ассоциацией (британских) автовладельцев индексу страховых премий (AA’s British insurance premium index), то за 2002 г. ожидалось итоговое повышение стоимости комплексного страхования автовладельцев не более чем на 3-5,6%, страхование жилищ и домашней обстановки — на 0,3-0,5%. (FT.com site; Oct 09, 2002).
Надо сказать и о другом факторе повышения цен на услуги страхования. После череды корпоративных крахов и скандалов от компаний, по поводу бухгалтерской практики и деятельности аудиторских комитетов которых (речь о внутреннем аудите) существовали сомнения, потребовали более высоких страховых взносов. Больше всего (на 100-300%) цены выросли, по наблюдениям вице-президента ведущего страхового брокера Willis Group Holdings, для компаний телекоммуникационного сектора, не сумевших защитить себя от мошенников: Global Crossing, Qwest Communications, World.com. Дороже стали стоить прежде всего риски, связанные с корпоративным управлением, и для компаний с пока что незапятнанной репутацией. Причем у них нет особого выбора — такие риски продолжала принимать на себя лишь горстка наиболее капитализированных страховых концернов.
На какой-то период, пока страховой рынок не восстановился, страховщики не обрели уверенность, а тарифная политика не устоялась, на страховом поле образовались разрывы и лакуны.
Непокрытые риски — незастрахованная экономика
Еще в середине 80-х — когда страховые компании оказались перегруженными обязательствами и исками, особенно по асбестовым делам, которые грозили все новыми и новыми возмещениями — возникал острый дефицит «страховых мощностей». Предприятия и компании не могли приобрести качественную страховую защиту по приемлемым ценам. Тогда брокерский гигант Marsh&McLennan вместе с рядом крупнейших корпораций Америки (из списка топ-100 журнала «Форчун») учредили на Бермудах две кэптивные компании. Причем речь шла только об особенно разрушительных рисках, реализующихся довольно редко (high severity/low frequency).
За последние два года сжатие рынка вновь дало знать о себе. Оно было вызвано целым рядом факторов — от финансовых до психологических. По оценкам инвестбанка Морган Стэнли, в конце 2001 г. нехватка капитала в страховом секторе составила 18 млрд долл. На рубеже годов (2000/2001 и 2001/2002), когда наступал момент перезаключать или продлевать договоры страхования и перестрахования, фиксировать новые тарифы, наблюдался некий сбой страхового конвейера. Правительства не спешили с предоставлением гарантий (прежде всего при страховании террористических и военных рисков), андеррайтеры же не могли выставить своих условий. Корпоративные потребители колебались, какую часть всех рисков оставлять на собственном удержании, какую передавать на сторону и на каких именно условиях. Некоторые чувствительные позиции так и оставались вне страхования. Объемы страхования сокращались прежде всего на наиболее опасных направлениях (к таким стало относиться и американское) и в конфликтных географических зонах. В условиях, когда перестраховщики отказывались от некоторых рисков, а прямые страховщики либо не принимали риск только на себя, либо выдвигали неприемлемые для страхуемых условия, на страховом пространстве возникали бреши, которые могли затруднить саму смену экономических циклов, задержать выход западной экономики из фазы рецессии.
Сказывалось воздействие и других моментов. Ухудшение хозяйственной конъюнктуры привело к некоторому росту безработицы, а отсюда — и к увеличению числа незастрахованных.
По оценкам Института страховой информации (США), страховые компании, отказавшиеся от страхования некоторых ранее принимавшихся ими рисков, сложили с себя суммарную ответственность на 10 трлн долл., которую фактически переадресовали бизнесменам. Во многих случаях именно страхователь оказывался не готов платить за страховку по новой шкале. Он оказывался не в состоянии «откупиться от риска», уплачивая страховой взнос. В создавшейся ситуации приходилось либо: 1) обращаться к самострахованию (увеличивая внутренние резервные фонды), 2) покупать страхование на неполную сумму или же 3) вообще оставаться незастрахованным. Последний вариант «Бизнес Уик» определил как «игру в русскую рулетку» (Business Week, 24.05.2002).
Невозможность приобрести или недоступность комплексного страхования от террористических рисков серьезно затруднили деятельность прежде всего риэлтеров.
По оценкам Ассоциации банков ипотечного кредитования, упущенные в связи с этим возможности (по возведению офисных комплексов и иных объектов) на середину 2002 г. составили 3,7 млрд долл. В октябре 2002 г. агентство Fitch понизило рейтинг ценных бумаг, выпущенных тремя ипотечными компаниями именно по той причине, что сами объекты ипотеки не были застрахованы. Ранее аналогичное решение приняла Moody’s Investors Service в отношении ипотечных облигаций общей стоимостью 4,5 млрд долл.
Из-за сокращения занятости в США увеличилась, правда, незначительно (с 14,2 до 14,6%), доля людей без медицинской страховки. Таким же незначительным было уменьшение (на 1%) числа лиц, не охваченных групповым страхованием по месту работы. (В целом, две трети американцев имеют страховые полисы, которые они получили при содействии работодателей.) При этом наибольший процент незастрахованных отмечен среди испаноязычного населения США — около одной трети (среди лиц азиатского происхождения таких было 20%, а белых — 10%). Таким образом, ничего особенно драматичного в области массового страхования США не происходит, помимо заурядных циклических колебаний. Положение в секторе корпоративного страхования оставалось более серьезным в силу ряда корпоративных скандалов и связанных с ними банкротств.
Приток капитала и восстановления рынка
Кризис, последовавший за 11 сентября, когда страховая емкость сократилась, тарифы подскочили, проведение некоторых видов страхования было прекращено или приостановлено, подчеркнул циклический характер страхового бизнеса и ускорил перемены, которые давно уже назревали. Взлет стоимости страхования (премии продемонстрировали рекордный рост в секторе страхования воздушных и морских судов от рисков военных действий, в диапазоне 400-600%), обещал дополнительные прибыли для страховщиков и перестраховщиков. Это вызвало приток новых капиталов в страховой и перестраховочный бизнес. Такой бастион оффшорного трансграничного страхового бизнеса, как Бермудские острова, вновь сыграл свою роль 4. (4 В последние годы почти все ведущие страховые компании мира установили свое присутствие на Бермудах. Привлекают налоговые льготы, облегченные требования к отчетности, облегченное регулирование и надзор. Нет проблем с выбором языка, классификацией рисков, их тарификацией. Страховой контракт любой сложности может быть без помех заключен в кратчайшие сроки. Сильнейшей стороной бермудского страхования является высокий уровень капиталообеспеченности. Фактически здесь на каждые 50 центов премии приходится 1 долл. капитала, в то время как на других рынках соотношение прямо противоположное - на 2 долл. премии 1 долл. капитала. Прочная капитальная база зарегистрированных на Бермудах перестраховочных компаний дает уверенность в том, что они не будут испытывать затруднении с выплатой перестраховочной доли. Однако надзорные инстанции в Лондоне и Вашингтоне думают положить конец бермудской вольнице, передав контрольные функции от Минфина к фискальному ведомству (Bermuda Monetary Authority).) За считанные недели он привлек свежего капитала на 10-11 млрд долл., который предназначался как для укрепления уже существующего, так и финансирования нового страхового бизнеса. Самые громкие имена корпоративного мира, быстро оценив обстановку, в кратчайшие сроки создавали новые компании, которые должны были воспользоваться фазой подъема и закрыть дефицит страховой мощности, удовлетворив спрос на страховые услуги. Эксперты полагают, что 1 млрд долл. инвестиций наращивает страховые мощности на тот же миллиард, позволяя страховать риски на такую же сумму.
Пока шли споры между демократами и республиканцами, исполнительной и законодательной ветвями власти США, в какой именно форме помогать страховой отрасли, рынок сумел восстановиться самостоятельно. Полагают, что он будет уверенно развиваться и дальше при условии отсутствия событий, сопоставимых с 11.09.2001. Как отметил проф.С.Хантингтон, «страхование и перестрахование, как и сфера коммерческого кредитования, успешно переваривают последствия «черного сентября», и при этом без всякой помощи со стороны администрации США».
Таблица 1. Крупнейшие выплаты по террористическому акту 11.09.2001 (Источник – Financial Times, 26.02.2002)
Э.С. ГРЕБЕНЩИКОВ, кандидат исторических наук, ст. научный сотрудник ИМЭМО РАН
Вся пресса за 15 марта 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Выплаты, За рубежом, Огневое страхование, Управление риском
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
29 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты, 29 ноября 2024 г.
В Китае начали предлагать страховку на случай смерти из-за переработок
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Фонд аграрного страхования Азербайджана подвел итоги 10 месяцев
|
|
ГТРК Мордовия, 29 ноября 2024 г.
Суд признал троих граждан региона виновными в покушении на мошенничество в сфере страхования в крупном размере
|
|
Медвестник, 29 ноября 2024 г.
Верховный суд разобрался со спорными делами в системе ОМС
|
|
За рулем, 29 ноября 2024 г.
В России хотят поменять правила компенсационных выплат по ОСАГО
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 29 ноября 2024 г.
Евгений Уфимцев назвал три вектора борьбы с мошенничеством
|
|
ПРАЙМ, 29 ноября 2024 г.
Банк России отметил сокращение чистой прибыли страховщиков
|
|
Ставропольская правда, 29 ноября 2024 г.
Аграрии Ставрополья получили выплаты по страховым контрактам в сфере растениеводства
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Парламент Азербайджана утвердил поправки в закон «О медицинском страховании»
|
|
Тренд, Баку, 29 ноября 2024 г.
В Азербайджане аптечные организации смогут участвовать в ОМС
|
|
Дума ТВ, 29 ноября 2024 г.
Кирьянов предложил ввести обязательное страхование для маркетплейсов ради защиты прав потребителей
|
|
it-world.ru, 29 ноября 2024 г.
Персонализация на практике: как данные помогают банкам и страховщикам строить отношения с клиентами
|
|
АвтоВзгляд, 29 ноября 2024 г.
За ДТП, случившееся по вине водителей без ОСАГО, заставят платить страховщиков
|
|
Финмаркет, 29 ноября 2024 г.
Премии страховщиков ОСАГО за 10 месяцев выросли на 2,5%, выплаты - на 13,5% - РСА
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Парламент одобрил в III чтении включение лекарственных препаратов для амбулаторного лечения в ОМС
|
|
Агробизнес, 29 ноября 2024 г.
Госдума работа над поправками в закон о сельхозстраховании
|
|
Интерфакс, 29 ноября 2024 г.
Трое жителей Мордовии осуждены условно за попытку мошенничества со страховкой
|
 Остальные материалы за 29 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|